Когда мы решаем овладеть новым навыком, мы подобны младенцам: не знаем, что ожидать и что делать. Например, в Айкидо более опытные люди должны показывать новичкам, как выполнить захват, куда двигаться, как падать и т.д. Если мы будем помнить, что каждый когда-нибудь должен начать учиться чему-нибудь, и что другие хотят помочь нам прогрессировать в этом, то ранняя стадия обучения может быть интересной. Иногда, однако, люди полагают, что они должны быть способны овладеть новыми навыками внезапно. Если мы думаем таким образом, то создаём почву для возникновения проблем.
Когда наши ожидания о себе нереалистично высоки, мы втягиваемся в бесконечную внутреннюю погоню за совершенством. Чрезмерно взыскательный человек обречён испытать разочарование, повторяющееся снова и снова, т.к. действительность никогда не будет совпадать с его внутренним представлением о том, как всё должно быть. Оценивая свою работу в соответствии с собственным внутренним стандартом, студент, предъявляющий к себе слишком высокие требования, вероятно, будет или обескуражен, или разгневан огромным несоответствием. Если обескуражен, то может в отчаянии оставить занятия. Если разгневан - может потерять удовольствие от процесса тренировки. Обучение может превратиться для него в изнурительное внутреннее испытание, в котором он постоянно будет упрекать себя за то, что не был настолько хорош, насколько - по его мнению - ему бы следовало быть.
Часто люди, проходящие через внутренний конфликт такого рода, становятся физически скованными. Когда мы мысленно напряжены, наши тела тоже напрягаются. И, поскольку мы закрепощаемся, уменьшается способность чувствовать, как двигаются остальные. Иными словами, мы становимся нечувствительными партнёрами! Таким образом, чрезмерная требовательность к себе может иметь негативное влияние как на процесс изучения вообще, так и на конкретное выполнение техники. Когда мы жестоки к себе, страдать могут наши партнёры.
Нужно ли отказаться от наших стандартов и соглашаться на посредственность? Нет! Наличие внутренней картины идеального выполнения может быть очень полезно. Проблемы возникают тогда, когда мы испытываем недостаток терпимости к медлительности, с которой приближаемся к существующему внутреннему образу. Вместо того, чтобы просто тренироваться, некоторые люди постоянно стремятся одновременно и разучивать новую технику, и оценивать, как быстро они овладевают ею. Такая постоянная самооценка заставляет всё время находиться в состоянии наблюдения и самокритики, вместо того, чтобы концентрироваться на выполнении приёма. Это может привести к появлению беспокойства при выполнении техники: мы начинаем мысленно "застывать", смущаемся и расстраиваемся. Большинство тренеров знакомо с этим явлением. Находясь "в голове" (т.е. слишком много думая), человек имеет тенденцию быть вне остальной части своего тела, и становится трудно приобрести двигательный опыт нового навыка - так, чтобы этот навык остался в памяти тела. Элементы удовольствия исчезают из процесса изучения.
Существует равновесие, к которому нужно стремиться. Мы должны держать внутренний образ "идеальной" работы, признавая в то же время своё несовершенство как учеников. Каждый раз выполняя технику, мы можем сделать её немного лучше и, тем самым, несколько приблизиться к идеальной внутренней картине. А маленькие изменения - день за днём, месяц за месяцем - могут сложиться в большое.
Каждый из нас изменяется со своей собственной скоростью. В то время как одни учатся быстро и легко, другие должны упорно трудиться, чтобы усвоить каждую новую порцию информации. Важно не впадать в сравнения своего уровня изучения с уровнями окружающих людей.
Самопринятие может сделать процесс изучения более лёгким, а также более приятным, т.к. оно позволяет расслабиться. Не менее важен и тот факт, что оно позволяет нам оценивать себя на нашем нынешнем уровне изучения и компетенции.
Можно иметь высокие стандарты и, в то же время, понимать и принимать собственные пределы. Поддержание высоких стандартов позволяет ясно представлять цели, в то время как самопринятие позволяет наслаждаться процессом продвижения к ним и делает работу над собой интересной.
То, что идеальная цель никогда не достигается - прекрасно, т.к. это является гарантией того, что мы никогда не исчерпаем список "вещей", над которыми могли бы работать.
Разве не скучно было бы быть совершенными?